Забыли пароль? Забыли логин? Регистрация

• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Фишт 2009, осень. Рассказ об осеннем походе на Лаго-Наки.

В начале ноября мы вернулись из нашей поездки в Адыгею. Идея совершить осенью восхождение на Фишт возникла у меня сразу после нашей летней экспедиции на Кавказ. И вот, мы вдвоем с Денисом (Альпычем), взяли билеты на поезд до Краснодара на вечер 31 октября. С транспортом нам здорово повезло. От Краснодара мы без задержек добрались автобусами до поселка Каменномостский (по старому - Хаджох).

02.11.2009 понедельник.

В Хаджох мы прибыли в 11 часов. Было тепло, но погода была пасмурная, моросил мелкий неприятный дождь. Таксисты на автостанции отказывались ехать на Партизанскую поляну, потому, что дорога там якобы завалена снегом. За проезд до Гузерипля запрашивали полторы тысячи рублей. Мы вышли на автобусную остановку на окраине поселка, ту что рядом с Хаджохской тесниной, с целью поймать попутную машину. Машин в ту сторону ехало мало, те которые останавливались, на Партизанку ехать не хотели. Мы простояли минут двадцать, я пошел прогуляться в сторону теснины. На дороге показался серебристый «Патриот», за рулем сидел Евгений, с которым мы встречались здесь во время нашей летней экспедиции, я поднял руку, но машина проехала мимо. Тут я вспомнил, что у меня в рюкзаке есть номер его телефона, но когда я подошел к остановке, около нас остановилась «девятка». Водитель ехал в сторону Лаго-Наки, и согласился отвезти нас туда за 500 рублей. Мы с Денисом уже рассматривали возможность идти к Фишту через Лаго-Наки и недолго посовещавшись, воспользовались этим предложением. Мы выехали из поселка и вскоре начали подниматься вверх по хорошо знакомой дороге. По пути я обратил внимание, что дорогу отремонтировали, на месте ям, которые мы наблюдали здесь летом, были куски свежего асфальта. Где-то в середине пути дождь перешел в снег, который уже не таял, и лежал на земле тонким слоем.

Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень

Когда мы въехали в ущелье и остановились у поисково-спасательного поста МЧС, снега было уже сантиметров десять. Мы зашли на пост зарегистрироваться. Начальник смены Александр, спасатель высшей категории и мастер по горному туризму, посоветовал нам сегодня не выходить, так как уже вечерело, и снегопад усиливался. Он предложил нам переночевать у них на посту, на что мы с благодарностью согласились. Приготовив еду на довольно комфортабельной кухне и пообедав, мы отправились погулять по окрестным скалам хребта Азиш-Тау. Вечером мы подгоняли снаряжение, раскладывали продукты, и сидели на кухне, слушая рассказы Александра о работе спасателей и об этих удивительных местах.

03.11.2009 вторник.

Проснулись в 6.00, уложили рюкзаки, позавтракали, вышли около восьми часов. Шел небольшой мокрый снег, температура воздуха - +2º. Около Казачьего приюта к нам подошли две лошади, явно интересуясь, нет ли у нас с собой чего-нибудь вкусного. Банды коз, во главе с наглым безрогим козлом, которая ошивалась здесь летом, видно не было :-). Попавшийся навстречу человек отпустил дурацкую шутку про голодных медведей. Надо сказать, что некоторые местные жители боятся ходить в горы и не понимают, зачем это нужно. Также, не раз я слышал удивленный вопрос: «Это вы полторы тысячи километров проехали, чтобы только по горам походить?» Тем не менее, многие проводят в горах свои отпуска, и я с удовольствием вспоминаю, как мы ходили здесь летом и поднимались на Фишт с ребятами из Майкопа и Краснодара. Конечно же, спасатели – совершенно особенная категория людей, они знают и любят горы и свою нелегкую работу, к которой относятся с большой ответственностью. А как иначе, если случается, что от их действий зависит жизнь попавших в беду людей. И когда возникают такие ситуации, тут нет места лени и халтуре, требуется решительность и полная отдача сил. Денис говорит, что научить этому нельзя, у тебя это либо есть – либо нет, я с ним полностью согласен.

Пройдя два километра до Азишского перевала, мы ощутили заметное похолодание, вода уже не хлюпала под ногами, на перевале лежал сухой рассыпчатый снег, глубина которого доходила до 25 сантиметров. Вокруг все как в сказке – неописуемая красота. Темные деревья и скалы засыпаны ослепительным снегом, от такого контраста окружающая картинка кажется черно-белой. Полное безветрие, в воздухе - зимняя свежесть, от которой слегка кружится голова. И тишина.

Подходим к кордону заповедника. Цена та же что и летом – 100 рублей с человека в день, платим за три дня. Выходим на Лаго-Наки. Перед нами огромное снежное плато, дорога занесена снегом, ее совсем не видно, что честно сказать, меня несколько озадачило: вроде бы и знакомые места, где уже ходил несколько раз, но сейчас здесь все кажется другим, незнакомым. Все плато покрыто оврагами и воронками, причем небольшие впадины так укрыты снегом, что кажутся совершенно ровным местом, и иногда попадая в них, неожиданно проваливаешься выше колен. В подозрительных местах проверяю снег впереди себя ледорубом, Денис пользуется трекинговыми палками. Постепенно привыкли к ситуации, приспособились выбирать путь по торчащей из под снега траве и по фактуре снега, дело пошло веселее. Конечно же, летом об этом совершенно не задумываешься, просто идешь по дороге и любуешься природой.

Поднявшись на Абадзешский перевал, оглянулись назад: за нами, извиваясь, тянулась длинная цепочка наших следов, ее как на экране навигатора, можно было проследить на несколько километров. Двигаемся дальше, ориентируясь по маркировке, тем самым металлическим столбикам с красно-белыми табличками, которыми помечена тропа. Надо сказать, что это было нашей ошибкой, зимой ориентироваться здесь проще по направлению и по рельефу, на обратном пути мы так и делали.

Скорость нашего движения по снегу была невелика, и составляла в среднем 1,5 км/ч. К 17.30, пройдя десять километров, мы были в одном километре от Инструкторской щели. Начинало смеркаться. Вдруг мы почувствовали, что у нас под ногами хлюпает вода. Мы вернулись немного назад, и стали обходить это место справа, забираясь вверх по пологому склону. Перебрались через овраг, глубина снега в котором была около метра. Заметно стемнело, мы нашли ровное место, расчистили снег и поставили палатку, присыпав юбку снегом. Ужин готовили в тамбуре палатки, его размеры легко позволяли разместить там две горелки с полуторалитровыми канами. Воды поблизости не было, но снега можно было набрать, просто высунув руку из палатки. Ночь была ясная, температура воздуха – 3-4 градуса ниже нуля. В палатке было тепло, но усилился ветер, и я пару раз просыпался ночью от его завывания и хлопков тента, когда он на мгновенье ослабевал или менял направление.

Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень

04.11.2009 среда.

Проснулись в 7 часов утра, на улице также легкий морозец, ветер слегка утих. Выглянув на улицу, мы некоторое время любовались пейзажем: на рассвете необычайно красив был заснеженный Оштен и бледно-желтый диск луны над ним. Завтрак готовили не вылезая из спальников. Позавтракали, свернули палатку, сделали несколько фотографий и направились к Инструкторской щели.

На пути нам попалось несколько оврагов, занесенных снегом, на их преодоление ушло немало времени и сил. Погода портилась: начался снегопад, ветер снова усилился. Идти приходилось по глубокому снегу, что отнимало много сил, приходилось часто отдыхать. Снег валил как из пушки, он был мелкий, колючий и при сильных порывах ветра больно бил по лицу. Видимость была очень низкой, находясь в ста метрах от Щели, мы с трудом могли различить скалы, между которыми нам нужно было пройти, а наши следы полностью заметало уже минут через двадцать.

Несмотря на такие погодные условия, настроение было бодрым, мы были полны решимости. Но все же, в какой-то момент, мы поняли, что если даже мы полностью выложимся, мы сегодня не пройдем дальше перевала Гузерипль, к тому же еще неизвестно, сколько снега навалит к завтрашнему утру. Я сказал Денису, что нужно ставить палатку и пережидать снегопад. Он согласился. Мне показалось, что он уже давно склонялся к этой мысли, но не хотел первым об этом говорить, ведь с принятием такого решения шансы наши дойти до Фишта таяли как дым.

Мы вернулись немного назад, обогнув склон, и остановились под невысокой скалой, которая закрывала нас от ветра. Здесь была небольшая ровная площадка, на которой вполне могла уместиться наша палатка, правда, эта площадка имела уклон градусов десять. Минут тридцать мы подсыпали и утаптывали снег, пока не получилась горизонтальная поверхность размером три на четыре метра. Наконец палатка была установлена, мы переоделись с сухую одежду, и занялись приготовлением ужина. К вечеру потеплело. Периодически, накопившийся на палатке мокрый снег, съезжал вниз по тенту с громким шуршанием. Пару раз я выходил и откидывал снег с тента, так как опасался, что к утру он промерзнет и собрать палатку будет проблематично.

05.11.2009 четверг.

Опасения не подтвердились. Проснувшись утром, мы обнаружили, что идет очень сильный дождь, и не хотелось не то что собирать палатку, а даже выходить из нее. Прикинув, что идти по колено в снегу под таким дождем, будет еще хуже чем вчера, в метель – мы решили еще подождать. Где-то вдалеке слышались раскаты грома. Гроза быстро приближалась, и уже через час сверкало и гремело прямо над нами, что впрочем, продолжалось недолго. Дождь лил не переставая, но палатка держалась хорошо, протечек не было. Периодически Денис выбирался наружу курить, ворча о том, что свою собаку я бы в такую погоду на улицу не выгнал, что в следующий раз он возьмет свою палатку, и что курить все равно не бросит.

Сегодня мы весь день хомячили, у нас было трехразовое питание, по полной программе. После завтрака неспешно пили чай, потом через какое-то время готовили обед, потом опять чай, и так до самого вечера. Люда, не переживай! Мы в этом походе не похудели, спасибо Ольге за вкусную раскладку. В перерывах между едой мы подсушивали мокрые куртки и перчатки при слабом пламени газовой горелки, благо газа у нас было достаточно. К вечеру опять похолодало, и снова снаружи слышалось шуршание съезжающего вниз мокрого снега. Да, циклон разгулялся не на шутку.

У нас оставалось максимум два дня, чтобы завершить поход. В очередной раз, посмотрев на затянутое тучами небо, мы решили завтра рано утром при любой погоде двигаться обратно. От цивилизации (поста МЧС) нас отделяло двенадцать километров. В случае чего, можно будет остановиться у пастушьих домиков, которые находились примерно посередине пути, правда немного в стороне. Это такие небольшие деревянные хижины, в которых пастухи ночуют летом.

Спать легли рано, поставив будильник на шесть часов утра.

06.11.2009 пятница.

В шесть часов, выключив будильник и прислушавшись, я понял, что ничего больше не нарушает тишину. Не было слышно ни завывания ветра, ни шума дождя, ни шуршания снега. Выглядываем наружу. Результат превзошел все ожидания: над головой у нас было ясное звездное небо. Звезды были яркие и крупные, и мы несколько минут с интересом разглядывали их. Вот ковш Большой Медведицы висит ручкой вниз, а вот и Полярная Звезда, интересно, как там сейчас в Хибинах? Снега, наверное, побольше, чем здесь?

Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень

Около восьми часов утра из-за Оштена выглянуло солнце. Мы уже никуда не торопились, позавтракали, попили чаю, и стали неспешно собираться. Когда сворачивали палатку, выяснилось, что у нас есть соседи. Скала, под которой мы стояли, была вся в дырках, как швейцарский сыр. Только, в отличие от сыра, здесь эти дырки соединялись между собой ходами. Там жила белая ласка, маленький хищный зверек, с узким длинным телом и короткими лапками. Она была очень любопытна и вылезала из дыры, разглядывая нас. Потом, испугавшись, молниеносно скрывалась, и через пару секунд показывалась из другой дырки. Мне несколько раз удалось сфотографировать ее. Уходя, мы оставили ей полбанки рыбных консервов.

Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень Фишт 2009. Осень

Идти обратно было легко. Снег сильно прибило дождем, сверху образовалась корка, которая хотя и не держала, но проваливалась не сильно. Солнышко припекало, вскоре мы сняли куртки. Шли не торопясь, по дороге загорали и обтирались снегом. Пройдя Абадзешский перевал, мы увидели, что снег с той стороны почти растаял, и весь оставшийся путь мы прошли по траве, лишь изредка натыкаясь на островки снега.

У нас были серьезные намерения на обратном пути заглянуть в бар, что на Казачьем приюте напротив поста МЧС, но уже на подходе к лесу мы встретили группу туристов возвращавшихся с прогулки по плато, вместе шли до кордона заповедника. Одна из них, Марина подвезла нас до автостанции в Хаджохе, большое ей за это спасибо. По пути заехали к спасателям, снялись с маршрута. Добравшись автобусом до Краснодара, мы вечером сели на поезд, и уже менее чем через сутки были в Москве.

В поезде с нами ехала женщина из Мурманска. Наши рюкзаки, по сравнению с ее сумками и коробками казались просто мелкими авоськами. В Москве ей надо было делать пересадку на Мурманский поезд, и мы помогли ей перетащить ее поклажу с Казанского на Ленинградский вокзал. На улице было холодно, шел дождь, но мы уже были дома.

Заключение

Конечно, мы не ожидали увидеть на Лаго-Наки такое количество снега. В рюкзаках у нас лежало все снаряжение для восхождения на Фишт - кошки, веревки, беседки, каски, и было немного досадно, что не пришлось им воспользоваться. Но все же время было потрачено не зря: было протестировано зимнее снаряжение, получены ответы на многие вопросы. Это был наш первый совместный поход с Денисом, и надо сказать, что мне есть чему у него поучиться. Несмотря на то, что основная цель – восхождение на Фишт, не была достигнута, нет ощущения, что это мероприятие было неудачным. Есть желание приехать сюда следующей зимой дней на десять, но нужно будет захватить с собой снегоступы.